«В мoeй истории о войне малограмотный важно, кто за кого» — Наталья Ворожбит

Укрaинский кинофильм «Плoxиe дoрoги» пoлучил награда Вeнeциaнскoгo кинoфeстивaля

Укрaинский рeжиссeр Нaтaлья Вoрoжбит вeрнулaсь с Вeнeциaнскoгo кинoфeстивaля нe с пустыми рукaми. Ee чернушка-дeбют «Плoxиe дoрoги» пoлучил награда кaк «сaмый иннoвaциoнный микрофильм» Нeдeли кинoкритикoв. Мы пoгoвoрили с Нaтaльeй o тoм, чeм eй удaлoсь удивить жюри и пoчeму ирoния в вoeннoй дрaмe — этo нoрмaльнo.

— Труднo ли изо-зa пaндeмии былo физичeски aвтoрскoй группe пoпaсть нa кинoфeстивaль в Вeнeцию?

— Я приexaли зa двa дня дo нaчaлa фeстивaля и oстaвaлись дo кoнцa — кaк будтo нe сoбирaлись уeзжaть с пустыми рукaми (улыбaeтся). Фeстивaль взял пo пoвoду кoрoнaвирусa всe риски нa сeбя. Автор сдaвaли бeскoнeчнoe кoличeствo тeстoв и oфoрмили нeрeaльную кучу дoкумeнтoв. Пoэтoму нaм удaлoсь oкaзaться в Вeнeции. A мнoгим этo нe удaлoсь. Изо Aмeрики, нaпримeр, пoчти никтo нe прилeтeл, пoскoльку прoстo нe пускaли.

— Мнoгo ли усилий пришлoсь прилoжить прoдюсeрaм, чтoбы кинолента «Плoxиe дoрoги» пoпaл нa стoль прeстижный фeстивaль? Я слышaлa, чтo пиаром картины занимался бог весть кто Лушиус Барр, человек, какой-никакой в разные годы организовывал PR-поддержку фильмов таких мэтров киноискусство, как Альмодовар и Тыквер.

— Продюсеры «Поганих дорiг» вышли возьми компанию REASON8 films в Британии, которая занимается продвижением кинопродукта. Им чернуха понравился, и они за него взялись. Я думаю, отчего без этой поддержки я не попали бы сверху этот кинофестиваль, — туда простой так с улицы никто мало-: неграмотный заходит. У каждой картины, которая представлена в конкурсах в Венеции, есть специфичный агент. От их усилий, верно, многое зависит. Даже воеже просто на фильм обратили сосредоточенн, кто-то должен без памяти постараться. Не бывает такого, — просто так говорят, во всяком случае, — подобно как ты присылаешь фильм — и некто оказывается в конкурсе. Я слышала после поводу той же «Атлантиды» (кинофильм Валентина Васяновича, который в 2019 году завоевал получи Венецианском кинофестивале приз в программе «Горизонты». — Авт.) — ее продюсеры в свою очередь много сил вложили в протискивание. Но непременное условие — сие качество самого фильма, естественное.

— Вы впервые попали в правительство внимания как кинорежиссер.

— Перед этого меня ассоциировали либо с театром, либо знали ни дать ни взять сценариста. Признание я получила и после Венеции, но тут было ни (чуточки другое, потому что я выступала в другом статусе. Как же и в целом — на кинофестивале такого уровня я задолго. Ant. с этого, в принципе, не бывала, ага еще в статусе участника-режиссера.

— Ни дать ни взять думаете, что в вашем дебютном фильме было такого, фигли он «взял» столь покатый кинофестиваль?

— Во-первых, я попала в состязание дебютов, где все были новичками. Умереть и не встать-вторых, жюри понравилось, что-нибудь это история о войне, же она, на их точка (зрения, универсальная. Т. е. в ней не хоть куда, кто за кого. Ми удалось, как они поясняли, побалаг о войне без политики, выболтать о человеке в пограничном состоянии. У кого-так есть власть, кто-так палач, кто-то угнетенная невинность. Все эти люди в силу обстоятельств оказались и проявились в неком «другом измерении». А кто именно знает, как бы проявился любой из нас в этих ситуациях. Видишь это их впечатлило.

— Наши слуги разберутся, кто есть который: кто свой, кто внешний. А для европейцев, если оценивать по фестивалю, ситуация возьми востоке Украины о чем-в таком случае говорит?

— Для них, ми кажется, наши проблемы далеки и абстрактны. Им объяснимо, что есть две враждующие стороны, которые вслед за что-то сражаются в обществе собой. Кто свои, а кто такой чужие — для них начисто не ясно. Что замешана Ансамбль пляски Советской Армии — они понимают, но сего как раз они обращать чье-либо внимание на что не хотят. Я в интервью в Венеции говорила ради «российскую агрессию», про войну возьми Донбассе, про свою гражданскую позицию, да всегда подчеркивала, что отнюдь не это было в фокусе мои фильма.

После всех поездок держи Донбасс и моего опыта потом мне грешно было бы марать о плохих и хороших на войне. От случая к случаю общаешься с людьми с той и с не такой стороны, они все превращаются в очевидно людей, и тут крайне непросто называть кого-то чужим, а кого-так своим, особенно если сие не военные. Они, в общем-в таком случае, все в беде, но который-то из них совершает непоправимые действия. Хотелось показать, как ординарный человек вдруг при определенных обстоятельствах рождает худо и что оно накапливается и превращается в большое. И напротив — как люди проявляются в лучших своих качествах.

— Истории в фильме реальные?

— Историй, которые ми довелось услышать на Донбассе, было без меры много, а новеллы, из которых состоит кинокартина, — это переработанный материал, созданный из моих эмоций и воспоминаний.

— А зачем в этом фильме вы взялись воспитывать именно женскую тему (в основе каждой изо четырех новелл в «Плохих дорогах» — чепэ женщины, заостренная и искаженная войной)?

— Из-за этого что в тот момент я писала план к «Киборгам», и это была мужская курьез. Там я все время загоняла себя в чужую шкуру, и сие тоже был непривычный школа. В то же время до настоящего времени мои женские переживания остались помимо сценария «Киборгов». И мне желательно их куда-то излить. В основе пьесы — видимо-нев моих личных рефлексий держи тему жизни женщин, девушек, бабушек, подростков потом, на Донбассе. Они такие беззащитные, и их полегче всего подвергать насилию. Меня поражала их кошмарная жизненная проза, как они все живут в этом ужасе, привыкают к нему, и у каждого с них посттравматическое состояние. Твоя милость когда приезжаешь туда в таком роде свеженький из Киева, до сей поры это ощущаешь. Вроде и жизнь продолжается, и школы работают, а тутти больны. И вся атмосфера окрест заражена этим настроением.

Специально меня поразила пропасть в среде военными и местными… эта разожженная отвращение. Очень хотелось диалог посередине ними как-то развернуть. Для этого мы «Мельпомена Переселенца» организовали, ставили тамо спектакли с участием местных и военных.

— А вроде вы отбирали актеров в «Плохие дороги»?

— Актеров брали неизвестных принципиально. Ни одной звезды — затем чтобы было правдоподобно. Опять-таки, режиссеру-дебютанту скорее не работать со звездами, потому как что это отнимет у него трендец силы. У меня отличный просмотр-директор Оля Клименко — симпатия со мной на «Кайдашах» работала, автор с ней понимаем друг друга и всем скопом ищем свежие лица. В Украине без памяти много хороших артистов. Я их столько пересмотрела по (по грибы) последние полтора года. И они этак хотят работать. В провинциальных театрах лакомиться настоящие бриллианты — потрясающие типажи. Не иначе, что нужно из многих храм мельпомены «выбивать», но это виртуально. А две девчонки вообще пришли сверху съемочную площадку из спортинтерната. Они себя играли, наперво в ужасном зажиме, а потом все на свете сделали, как надо. С актерами ми очень повезло.

— В Венеции новеллы изо «Плохих дорог» определили после жанру как триллер и хоррор, да я знаю, что вы противу жанрового клейма в принципе.

— Шабаш это драма с элементами всех остальных жанров — через триллера до черной комедии. Жюри сие, кстати, очень понравилось, они удивлялись, точно мне удается совмещать в фильме такие страшные манатки и иронию. Ирония действует не хуже кого самозащита, а также дает дистанцию числом отношению к событиям и даже надежду.

— Какими судьбами маститого сценариста, человека, привыкшего трезвонить историю, понесло в режиссуру. Безграмотный было уверенности, что вашу пьесу считай экранизируют?

— Наверное, конкретно получи этой пьесе произошло неизвестно что такое, уж очень я из-за нее переживала. Мне, неравно честно, почти всегда далеко не нравится, как воплощается держи экране или в театре выше- текст. И, конечно, мне поуже давно хотелось самой узнать на своем опыте снять кино, чтобы доставить весь замысел без режиссерских трактовок. Изготовить кино от начала поперед конца — мне кажется, сие нормально. Но страшно было невтерпеж.

— В чем сложность режиссерской работы?

— Запутанно физически. Но самое сложное — сие завоевать авторитет, чтобы тебя неважный (=маловажный) просто слушались, а почувствовали, как ты знаешь и способна молва за собой. Эта общение с огромным количеством людей — безграмотный мой тип отношений. Я повально же привыкла, как кинодраматург, к более интимному рабочему пространству. Так, к счастью, у меня, как у прирожденного тирана-деспота и человека, обреченного конец контролировать, в этом смысле с режиссурой шабаш совпало. Оказалось, что ми не сложно добиваться того, что я хочу. Не трудно отклонять. Ant. распрямлять свою линию с актерами и с командой. Я читала книжки и беседа известных режиссеров, все искала в них каких-ведь волшебных советов, но приставки не- нашла. Видимо, у каждого режиссера упихивать свой интуитивный метод, гуманный подход, что сложно выразить, как ты работаешь с теми но актерами.

— Ну, то глотать вам не хватало технических навыков. Однако это как с программой в компьютере, Вотан раз ее изучил — и метода.

— Да, с точки зрения мировоззрения и умения расславить истории, я была готова. А технически пришлось натаскиваться получай ходу. К счастью, перед сим у меня был сериал «Заарканить Кайдаша», где я работала шоураннером. Я провела бери съемочной площадке три месяца, и нынешний опыт пригодился очень получай «Плохих дорогах».

— «Поймать Кайдаша», чаятельно, самый успешный сериал 2020 годы. Не думаете взяться состругивать новый сериал как постановщик?

— Не-ет! Потому что такое? физически это просто получи износ. Три месяца помимо выходных — зачем тогда зимовать (смеется). Кино это конец же 20–25 съемочных дней, а мыло — от 60 и до бесконечности.

— Только вернемся к «Плохим дорогам»: вестерн получил приз как «самый инновационный». В нежели инновации?

— Честно, не знаю. Да отборщики этого конкурса говорили нашему агенту, что-что «Плохие дороги» — это их дорогой фильм. Скорее всего, инновации — в новом способе рассказа относительно войну. Но это согласно правилам не про новые сложение и технические приемы. Скорее смысловые — миздрюшка на эту тему не видеть как своих ушей так не говорил.

— И от случая к случаю Украина сможет оценить сии инновации?

— Украинский прокат всенепременно будет, скорее всего, в начале весны. А в (данное мы прокатимся по фестивалям — нас отобрали к тому же на пять или цифра. Ко мне в Венеции подходили восторженные посетители. Мне было приятно, что-нибудь они оценили «Плохие дороги», хотя (бы) несмотря на языковой преграда, потому что при переводе теряется спутница жизни смыслов.

— Фестивали — это спасибо, но новая киноистория через режиссера Натальи Ворожбит сейчас готовится?

— Мы подаемся бери ближайший питчинг с еще одной моей пьесой. Симпатия называется «Демоны». В украинское починок попадает бомж из России и знакомится с женщиной-украинкой нате 20 лет его старее. И у них начинаются безумные взаимоотношения. Тут будет и черная зрелище, и мистика, и драма, и социальный свЯязанный отрывок. И все это на фоне смутного времени с 1990-х задолго. Ant. с 2014-го. Я хочу принять на грудь такой же вопрос, т. е. и в Кайдашах: что вот завтрашний день была война, а какие были наш брат до?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.