Императорские мотивы «россики» почтовые открытки

«Рoссикa» – рaспрoстрaнeннaя тeмa oбрaбoтки пoчтoвыx oтпрaвлeний. Эти зaмeтки, думaeтся, слeдуeт рaссмaтривaть, кaк этa тeмa, кoтoрую пoчти oбoшлa в нaшeй стрaнe филoкaртичeскaя литeрaтурa. Дa, a кaк инaчe, eсли мнoгиe дeсятилeтия oнa «oбслуживaлa» сoвсeм инaя культ…

В пoслeднee дeсятилeтиe XIX вeкa oбрaзoвaлся цeлый плaст инoстрaнныx oткрытoчнoй «рoссики». Eгo фoрмирoвaниe прoxoдилo пoд знaкoм oбщeй пoлитизaции и нaрaстaвшиx aнтaгoнистичeскиx прoтивoрeчий мeжду вeдущими дeржaвaми Eврoпы. Рaзвивaлaсь приклaднaя функция издaвaвшиxся oткрытки, нaчaли пoявляться пoчтoвыe кaртoчки прeдлoжeния кaрикaтурaми нa цaрствующиx oсoб. Зaмeтнoe мeстo зaнялa выпускa фрaнцузскиx фирм. Пoявлeниe дружeствeнныx шaржeй нa oткрыткax, пoсвящeнныx Никoлaю II, был пeриoд oживлeния дружeствeнныx русскo-фрaнцузский сoюз.


Фрaнцузскaя oткрыткa-кaрикaтурa нa Никoлaя II

Кaкoй был в нaчaлe тeмы «рoссики»? Сaмoe вaжнoe мeстo зaнимaeт «цaрскaя нишa». Oткрытки выпускaли, кaк нeскoлькo цвeтoв, тaк и черно-белые. Победил недавно, печатавшиеся главным образом по фотографии 1900-1901 годы, И документальные, и рисованных портретах-карикатурах фигурировал Николай II как символ российского самодержавия.

Повышенную коллекционную ценность, были сюжеты на карт-полуфабрикатах. Такая типографская «детали» однотонным черно-белым рисунком поступала к художнику на os роспись из рук в руки. Большая часть такая открытка приобретала окончательный если у вас есть специальные надпечатки по-французски: «Тираж – 50 (40) единиц. Экземпляр № ….» Нумерация вносилась из рук в руки. Цена таких разрешений колебалась от 80 долларов сша. и больше.

Определились следующие тематические группы: открытки разрисованные (разные сюжеты); открытки на тему русско-французские отношения; русско-японская война; Первая мировая война (в том числе открытки германских издателей). Вот на этих четырех групп и замыкалась входящие открыток-карикатур.

Мотивация развития «царской ниша» стала императора визит во Францию, в 1902 году. Затем французские издатели полностью отдал должное главе монархии. А портретные серии потеснили популярные документальные открытки со сценами совместных маневров.

Примерно в то время появился крен в сторону царствующего дома. Во многих французских открытках запечатлены как семейные портреты, так и частные лица – императрица Александра Федоровна, наследник-цесаревич Алексей Николаевич. Все они, как правило, проводится по фотографии.

Следует отметить и интересную открытку германии происхождения. Она была отпечатана места. в Дармштадте с традиционным «Привет из Дармштадта!». Разрешение было время к визиту в этот город в октябре 1897 года. императорской четы из Петербурга. Судя по почтовому штемпелю места отправки, открытка используется по назначению уже начался октябрь.

Но началась Первая мировая война. «Открыточная» Россия сразу преобразилась, происходила интенсивная реклама персон антигерманского». Для типографий союзников излюбленным сюжетом стала вся четверка, как нынче говорят, VIP-персоны: Николай II, Георг V, Точки и бельгийский король Альберт.

Патриотически настроенные издатели продолжают выпускать открытки в честь особ дома Романовых, и многие привели отмечавшееся в 1913 году. 300-летие. Очень понравилось, Петр I, Екатерина Великая, Павел I, Всю серию открыток составил галерея русских полководцев. Среди них – главнокомандующий Русской армии великий князь Николай Николаевич, великий князь Константин. Но основным сюжетом многих лет оставался русский монарх. Соответственно, и цены на открытки был «на уровне», а зигзаги европейской политики, по меньшей мере, дважды в течение первых десяти лет «работали» царя авторитет. Нужно заметить, цены колебались незначительно – в зависимости от качества открытки – и приобретались в качестве сувениров, но только в том случае разыскивались коллекционерами.

И вот открытка с портретом Николая II, побывавшая почтовом обращении на территории франции, оценивается нынче В московском 3150 руб. Здесь просматривается тенденция отдавать преимущество «живому материалу», то есть побывавшему почты в мешке… Тем более с датой, зафиксированной почтовым штемпелем: 23 октября 1916 года. Первые открытки с царским портретом, если сравнивать с другими периодами, сдавались на почту, в Париже и других городах 18-25 сентября 1901 года. московском открыточном рынке они оцениваются в среднем 2500 руб., хотя экземпляр, выполненный многоцветной печатью (с прохождением почты)для оценки и 3150 руб.

Пользуются спросом, как за рубежом, так и у нас, императора, портрет, перенесенный на открытку из известных картина маслом, написанная Серовым. Если исходить их того факта, что печаталась открытка с разными типографиями, с использованием как черно-белую, и os печать, то тиражи могут быть немалые. Просмотрев шоу в париже и других типографий, убеждаешься: градация цена – 2520 руб., 3150 руб., 5250 руб. – полностью оправданна. Кстати, попавшие в почтовый оборот такие же открытки в россии изданий, используется в переписке Франция–Россия, реже встречались.

Выпуска с изображением Николая II в семейном кругу можно было принять другие открытки с европейским почтовый происхождения. В первую очередь это переписка бельгийского и голландского происхождения. Менее издавались в тот период русские сюжеты на открытках германских фирм. Хотя уже в первую неделю открытие военных действий появились открытки с карикатурами. Одним из пионеров подобных шоу должны быть рассмотрены мюнхенского издателя Оттмара Циера. На одной из его открыток изображены «соответственном» представления, как трилистника, Николай II, Точки и Георг V.

…Бурная история «царской ниши», внесшей анимация, русские мотивы в иностранных выпусках, оказалась недолговечной. Но открыточная «россика» прошли испытание временем.


http://www.ng.ru/

Открытки русских футуристов объявить, А. Е. Крученых

Один из столпов футуризма в России был Алексей Елисеевич Крученых (1886-1968). Человек огромных организаторских способностей и фанатической приверженности футуризму. Вокруг него сплотились такие, ставшие в последствии известнейшими, художники, как Н. Гончарова, М. Ларионов, О. Розанова, В. Татлин. Именно А. Крученых вместе с ним и поэтом В. Хлебниковым стали авторами и создателями первых полностью литографированных книг, принесших под мировую славу по всему направлению русского авангарда. О эти книги, предсказывая свою недолговечность, будучи уже мэтром художественного мира того времени, А г-Н Бенуа безапелляционно сказал: «Нельзя же допустить мысль, что вот и через десять лет талантливейший Ларионов будет дурить и издавать свои скоморошьи альбомчики». Но как он ошибся! Ведь тогда еще начинающий художник Ларионов, ставший много лет художник с мировым именем, а его жена H. Гончарова продолжает иллюстрировать книги своими рисунками «скоморошьем стиле» почти всю жизнь. Книга H. Беляева «Бедность» вышла в Париже в 1945 году и была иллюстрирована М. Ларионовым из рук в руки.

Но еще до выхода в свет в октябре-декабре 1912 года. первый литографированных книг, усилиями Алексея Крученых в августе были проведены и издание серии открытых писем, сделанные художниками-футуристами в технике литографии. Крученых привлек к работе над этими открытками Наталию Гончарову, братьев Михаила и Ивана Ларионовых, Владимира Татлина, Александра Шевченко и Николая Роговина. Вот как это распределилось по авторов: 14 открытки изготовил М. Ларионов, 11 П. Гончарова (кстати, каталог выставки художницы 1913 года. значится 12 рисунков для открытых писем к изданию А. Крученых), 3 открытки — В. Татлин, 3 — И. Ларионов, 3 — А. Шевченко, 1 — Н. Роговин. В общей сложности получается 35 открытки.

По данным некоторых источников, в этот список входил и Виктор Барт, о чем говорит В. Поляков, считающий выпуск этих открыток «первые печати акцией русских футуристов». К сожалению, данных о выходе в свет, по крайней мере одну открытку, В. Барта до сих пор не установлено, также как и открытки М. Ларионова «Кацапская Венера» и «Портрет В. Татлина», а также упоминаемых в книге Полякова «Книги русского кубофутуризма» (М., «Гилея». 1998. s. 238). Известный исследователь русского авангарда Е. Ф. Ковтун говорил о номере этих открыток: «Как «Общины св Евгении», популяризовавшей почтовые открытки работы мирискуснического круга, Крученых этой серии задался целью-содействовать развитию новых течений в русском искусстве. Техника литографии была избрана не случайно. Если «Община св Евгении», как в основном репродуцированием изображений, это серия Крученых мы встречаемся с вольными авторскими повторениями или вариациями на темы живописных полотен. А в данном случае литографский карандаш дал максимальную свободу художнику, который старался не копировать на холст, а к его графического эквиваленту». Авторы этих открыток использовали сюжеты своих примитивистских картин, заметно изменить их композицией, которая позволила им создать новые произведения, которые органически вписались в концепцию русских футуристов.

История почтовых открыток отпечатанные в 1912 году. издание А. Крученых, пожалуй, первый случай создания чисто авангардных открытки, как в России, так и за рубежом. Степень редкости, некоторые из них до сих пор гораздо больше, чем именитых изданий Bauhaus, потому что, на мой взгляд, наиболее редкие из них сохранились количество, не более 20 экземпляров, а может быть и гораздо меньше. Это связано с несколькими факторами. Им пришлось столкнуться в первой мировой войне 1914 года. революцию в 1917 году, гражданскую войну и интервенцию 1919-20-х годов, Второй мировой войны 1939-45 года, а также и коммунистов во времена правления до середины 80-х годов, когда власти боролись и уничтожали часто «проявления буржуазного упаднического искусства».

В этой работе, описываемые открытки разошлись по четыре категории степени редкости. Автор на основе фактических данных, полученных из литературных и мемуарных источников, а также в личных беседах с многими собирателями почтовых открыток как в России, так и за ее пределами. Некоторое время имел степень редкости открытки мы решили обозначать символом (*), из чего следует:

* — открытка встречается

** — редко

*** — очень редко

**** — очень редко

Как известно, первые литографированные книги Крученых «Игра в аду» и «Старинная любовь» вышел также в 1912 году в типолитографии Рихтера тиражом 300 экземпляров, однако уже после издания открытки. Эти книги были найти одного из литографского камня, на одной стороне листа бумаги, имеют каждый по 12 страниц-листов. Позже они были сфальцованы и сброшюрованы в книгу и вставляется в обложки.

Формат первой книги Крученых с литографиями М. Ларионова — 14,5 x 9,7 см, что как раз соответствует формату открытки. Больше оборот Крученых себе позволить не мог, потому что выпуск был торговый, и не могли принести ему доход. Своих воспоминаниях «Наш путь» он описывает этот эпизод: «Какого труда стоило первые печатные выступления! Нечего и говорить, что они делались на свой счет, а он был вовсе не жирен. Проще — денег не было ни гроша. Изображения H. Гончаровой и М. Ларионова, конечно, дружеской бесплатная услуга. Три рубля в задаток типография пришлось собирать по всей Москве. Хорошо, что типограф заподозрил меня старый клиент (помнили мои шаржи и открытки, печатанные он сам) и расщедрился кредитных и бумагу. Но такое издание прошло не только без. В конце концов, видя, что с меня взятки гладки, и напуганный моим отчаянным поведением, дикой внешностью и содержанием книжек, неосторожный хозяйчик объявил: «Дайте расписку, что претензий к нам не имеет. Платить еще три рубля и быстрее, храните ваши изделия!».

Издание же открытки, о которых упоминает Крученых своих воспоминаниях, должен был стоить даже дороже, потому что на одном листе бумаги можно печатать не более, чем на 12 открыток (столько же листьев-страниц и, в частности, литографированных книгах), и бумаги открытки должна быть более плотной, а значит, и дороже. Также нужно заметить, что открытки использовалась двусторонняя печать (оборотная сторона открытки), что также сказывалось на стоимости заказа. Судя по всему, были произведены 3 литографских камня с 12 открытками, на каждой, что соответствует 36 открыткам, а их фотографии были разделены полей (это хорошо видно, если сложить вместе открытки А. Шевченко). Потом они разрезались в формате открытки. Из-за этого размеры открыток различны. Некоторые из них, уже и не стандартного формата. Возможно, таким образом, двенадцатая открытка H. Гончаровой, не обнаруженная до сих пор, были настолько узкие, что полностью ушли в брак.

В зависимости от массовой продукции производства открытки, можно предположить, что их тираж также ограничен 300 экземпляров, быстрее было меньше. Возможно, финансовые трудности помешали реализации Крученых издание полный оборот всех открыток. Именно поэтому они все имеют разные степени редкости, а некоторые из них вообще почти не встречаются. Тем же можно объяснить и то, что более редкие открытки не имя их автора, название работы, и издатель, и некоторые из них вообще встречаются, кроме отпечатанной оборотной стороны, то она изготовлена вручную тушью.

Возможно, Крученых отказался выкупать отпечатанные с лицом стороны открытки, и типографу Рихтеру пришлось поставить только знак вашего заведения, чтобы не бросить отпечатанную небольшую партию экземпляров и потом пустить ее в оборот. Степень редкости открытки Крученых влияет также и то обстоятельство, что после его смерти в 1968 году в его квартире была найдена часть тиража несколько открыток (от 10 до 50 идентичных экземпляров). Эти открытки, то попали на торговлю через магазин «Метрополь». Как правило, они имеют на обороте штамп этого магазина и обратиться в первые две, обозначенным нами, категории редкости.

Акция Крученых по изданию открыток были чисто рекламные и вряд ли ему удастся продать какое-нибудь значительное количество своих открыток. Такая попытка была предпринята им во время первой выставки лубков, организованной H. D. Виноградовым февраля 1913 г., а позже и на других выставках и выступлениях футуристов. Мне удалось найти только две из них, прошедшие почту. Одна из них была написана М. Ларионовым и отправлена в Петербург его приятелю A. Серебряному.

Встречаются также пробные оттиски с литографского камня где открытки, которые выполняются тонкой бумаги. Очень редко появляются открытки, раскрашенные от руки акварелью. Именно такие раскрашенные открытка из коллекции А. Кожебаткина в количестве 22 шт, акционеров РГБ (фонд 76bis/3). Из других важных встреч, открытки A. Крученых, по словам В. Полякову, следует отметить собрание ГРМ, отдела эстампов РНБ, музея Виктории и Альберта и частную коллекцию из 16 открыток Cl.Leclanche-Boule В Париже. Описываемая в данной работе, коллекция была сформирована на основе собрания В. Барта и коллекции H. D. Виноградова (полученный из E. B. Овсянниковой).

журнал «антиквариат, предметы искусства и коллекционирования»

№ 3, 2002.

 

В начало раздела «Монеты»>>>

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Translate »