Пeщeрa Ньo рaспoлoжeнa у грaницы трex стрaн — Фрaнции, Испaнии и Aндoрры. Нo ни пeрвaя, ни втoрaя, нe гoвoря ужe o трeтьeй, нe имеют никакого связи к тому, что происходит в этой глуши. Даже если дорога сюда так крута, который хочется зажмуриться, чего из-за рулем в Пиренеях делать маловыгодный стоит. Те, кому подфартило добраться до входа, получают резиновые чоботы и фингал на лоб. Потом одновременно притихший косяк туристов выстраивается чередой, входит в темноту и бредет согласно мокрой тропе, не разбирая дороги. Света столы ломятся в аккурат на спину соседа, вот п нельзя составить представление о контурах свода, чьи размеры выдает отголосок. Полчаса ходьбы во тьме лишают всех самоуверенности, которой нас наградили мерцание и цивилизация. Попросту говоря, становится боязно — ведь мы забрались в внутренность гор, но пещера — идеальное поприще для встречи эволюции с историей, человека — с тем, кто именно им, человеком, вроде, паки (и паки) и не был.
Наконец, автор этих строк остановились, где было сказано, воеже набраться духу перед представлением. Другой раз вспыхнул сдержанный (чтобы безделица не попортить) свет, вперед нами открылся первобытный зоопарк. Больше всего тут было бизонов. Артист схватил зверей на бегу. Без б набросанный контур, бесконечно плавная — «матиссовская» — удел, взрывная энергия позы. Этой живописи 30 тысяч полет, но даты здесь бессмысленны, в качестве кого километры в астрономии. Авторы сего музея жили так с (давних, что мы ничего о них разумно не знаем. Кроме того, зачем искусство было для них значительнее жизни. Об этом говорит цепочка окаменевших следов — взрослого и ребенка. Первые ведут тама и обратно, вторые — только тама. Вот, когда впервые выяснилось, яко искусство требует жертв.